Когда мы говорим о будущем автомобилей и дорог, то фантазия чаще всего рисует нам болиды плавных форм, которые безопасно мчат (а может и летят) по улицам из стекла и света или вдоль ровных зеленых лесов и лугов. Мчат почти беззвучно. Так, что слышно пение птиц, свежий ветер. Разумеется, никакой пыли из-под колёс или выхлопов из трубы, всё очень экологично – болид как минимум, на электрической тяге, а то и на солнечных батареях. Водитель улыбается, улыбаются пешеходы, все счастливы.
Похожую красивую картинку мы не раз видели в фильмах или роликах об идеальном будущем человечества. И, надо сказать, люди немало делают, чтобы воплотить фантазию в реальность – модернизируют формы топлива, оптимизируют дорожные покрытия. Казалось бы, совершен уже даже такой мощный прорыв в будущее, как элетромобиль. Сегодня это уже не фантастика, а вполне себе реальность (хоть и нечастая) на российских дорогах. Но насколько близки мы к мечте? Есть ли будущее у такого будущего? Тем более, в российских реалиях – наверняка добавит скептик.
Как это не удивительно звучит, но идея авто на электрической тяге настолько не нова, что она даже старше варианта с двигателем внутреннего сгорания. Да-да, первый пригодный к практическому применению ДВС (тогда еще газовый) был разработан только в 1860 году. А прообраз нынешнего электромобиля, пусть и в виде тележки с электромотором, был уже на полноценном ходу почти на два десятилетия раньше, еще в 1841-м. Но потом пришла эпоха бензина и, не смотря на то, что ее закат анонсировали уже несколько раз, относительно благополучно эта эра длится и по сей день. Вопрос только в том, как долго еще будет длиться. Само собой, ресурсы Земли не безграничны и с нынешними темпами автомобилизации населения искать новые варианты просто необходимо. Вариантов рассматривалось множество, но в последнее время наиболее перспективным считается именно «электрическое» направление . Хотя его минусов и трудного их решения никто не скрывает.
С них и начнем. Тем более, что часть недочетов, казалось бы, уже исправлена. По крайней мере, по заявлениям разработчиков. Основные претензии скептиков – к аккумуляторам электромобилей. Во-первых, их журили за недолговечность и дороговизну. Производители заявляют, что нынешних, усовершенствованных аккумуляторов должно хватать тысяч на 200 пробега, что сравнимо со сроками капремонта автомобиля с бензиновым двигателем. Во-вторых, электродвигатели, говорят, по мощности не идут ни в какой сравнение с ДВС. Это голословно, будем объективны. Свыше сотни км/ч электромобили научились разгоняться еще в XIX веке (1899 год), а при нынешних технологиях готовы и к настоящим скоростным рекордам.
Другие недочеты устранить разработчикам куда сложнее. Вопросы о сроках и путях решения проблемы пока остаются без четкого ответа. Наверное, основной из них – пробег автомобиля до следующей подзарядки и ее длительность. Сегодня аккумулятор позволяет проезжать в среднем около 200 км (производители работают над перспективой увеличения ресурса по 400-500 км на одной зарядке). В российских реалиях даже этот скромный показатель будет иметь свои нюансы. Ведь при низких температурах расход энергии будет выше. Сказываются обогрев салона, работа щеток. Итого с учетом наших морозов пробег может сократиться до 50%. Особые проблемы могут возникнуть в связи с зимними пробками. Для энергосистемы важна постоянная скорость, стабильный ритм движения. Постоянные разгоны-торможения влекут за собой дополнительный расход ресурса. Езда в режиме «газ-тормоз» дополнительно снижает дальность пробега на одной зарядке.
Весомым негативным фактором является и высокая стоимость электромобилей. Нет, она, конечно, уже не такая заоблачная, как еще несколько лет назад. Но при этом все равно существенно выше, чем у бензинового аналога. Это отпугивает и дилеров от более активных продаж электромобилей. Ведь логистические расходы, налоги, акцизы, утилизационный сбор, таможенные операции и еще целый ряд дополнительных расходов добавятся плюсом к и без того высокой стоимости машины.
И даже если сложившаяся сумма не отпугнет покупателя, то дальнейшая эксплуатация электромобиля непременно столкнет его владельца с существенными трудностями. Вступает в дело пресловутый «российский фактор». Первое – где заряжаться. Планы озвучены, бесспорно, наполеоновские. Мы не поленились, и проштудировали громкие заявления последних лет.
Еще в апреле 2016 года «Автодор» анонсировал сеть экспресс-заправок для авто с электрическими двигателями вдоль дорог М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Предполагалось, что зарядные станции будут встречаться на трассах каждые 60 км. Кто-нибудь встречал эти экспресс-заправки на указанных трассах? Прошло почти 2 года.
В июле 2017 года о планах создания обширной сети электрозарядных станций вдоль дорог сообщила компания «Россети». Речь шла о тысячах (!) станций в 77 субъектах РФ, от Калининграда до Владивостока. Однако, сроки реализации такого масштабного проекта достаточно туманны. По крайней мере, на данный момент никакой конкретики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Вся надежда на «бога инноваций», Илона Маска, скажут оптимисты-технократы. Уж его-то кипучий мозг всегда находит нестандартные пути решения сложных задач. Ищет и находит. Еще в 2016 году компания Tesla объявила на своем сайте о планах построить в том числе и в России сеть зарядных станций для электромобилей. Как минимум, 5 из них (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Тверь и Тверская область) должны были появиться в нашей стране еще до конца того же 2016-го года. Потом проект почему-то передвинули на следующий, 2017-й. Наступил 2018-й и если вы откроете карту заправок Supercharger на сайте Tesla, то вы увидите… одну станцию зарядки (Москва). На всю огромную Россию. Даже не 5 планировавшихся.
Уж если сам производитель не спешит строить комфортную среду для своих потенциальных покупателей, чего ждать инициативы от автомобилистов? А помимо банальной заправки их еще ждет целый спектр вопросов, связанных с эксплуатацией электромобилей. Где ближайший профессиональный сервис? Опять в Москве? С Урала или Кавказа везти в столицу на ремонт? А где купить запчасти?
Получается, что бизнес не строит комфортную для покупателя среду ввиду низкого спроса на свои товары и услуги. И наоборот, покупатель игнорирует продукт именно ввиду этой самой неразвитости сферы, отсутствия сервиса и комфорта.
Повлиять на ситуацию могла бы государственная программа поддержки транспорта на электрической тяге. Ряд стран (например, Норвегия, Нидерланды) объявили развитие этой сферы транспорта в числе приоритетных направлений, там существуют льготы при покупке, вплоть до субсидирования, предусмотрены преференции при эксплуатации в виде налоговых послаблений, бесплатных парковок и т.д. Покупателям электромобилей в США государство компенсирует 7500 долларов, во Франции – 7000 евро, в Китае компенсация варьируется в зависимости от экологической ситуации в конкретном регионе.
А что в России? Формально государство неоднократно высказывало заинтересованность в изменении модели. Еще в 2011 году Президент РФ поручил «(…)разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства (…)» Идея начать именно с муниципального транспорта и именно при помощи машин собственного производства действительно хороша. О том, насколько она реализуется, можно сделать вывод самому, просто взглянув на дороги наших городов.
Далее, 1 ноября 2016 года вступило в силу постановление, согласно которому все АЗС должны располагать зарядными устройствами для электрокаров (Постановление Правительства от 27.08.2015 №890 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления возможности воспользоваться на автозаправочных станциях зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями»). Вступило-то оно вступило, но АЗС его просто проигнорировали, а контролирующие органы постарались этого не заметить. Потому что никаких санкций за отсутствие на АЗС зарядных устройств для электромобилей законодательством не предусмотрено. Государство само поняло, что пытается переложить на частный бизнес стратегический вопрос модернизации и не стало наказывать ослушавшихся. Очередной закон, не особо требующий соблюдения.
В стратегии Минпромторга России по развитию автомобильной промышленности до 2020 года также предполагаются меры по развитию электротранспорта. И все вроде по делу прописано: и стимулирование внутреннего производства в этой сфере транспорта, и развитие заправочной инфраструктуры, и льготы при парковке, и привилегия движения по выделенным полосам, и отмена утилизационного сбора… Если бы не извечное «но» – все эти меры имеют сугубо рекомендательный характер. Поэтому их применение оставляется на усмотрение регионов. Хочешь – применяй, не хочешь – не применяй.
В некоторых регионах на инициативу государства в какой-то мере откликнулись. Например, в Москве с прошлого года для электромобилей аннулировали оплату за пользование местами платной городской парковки. Москва вообще в вопросе развития и поддержки электротранспорта ожидаемо находится впереди всей России. Однако, в сравнении с декларируемыми для всей страны планами такие меры, что мертвому припарка. Ведь еще в 2016 году министр энергетики РФ А.Новак заявлял о перспективах появления на дорогах России к 2020 году аж 200 000 электромобилей! И главная роль в этом процессе отводилась именно стимулирующим государственным мерам.
Пока же эти стимулирующие меры больше похожи на скепсис – а на ту ли лошадь делаем ставку? Ведь одними льготами в решении такого масштабного вопроса не обойдешься. Одно только развитие инфраструктуры зарядочных станций потребует огромных, нет, огромнейших инвестиций. Россия ведь – не Нидерланды, где от города до города можно и на велосипеде доехать. В декларациях чаще звучат трассы европейской части страны, а представляете, в какую копеечку встанет «электрификация» тысяч километров дорог Сибири? Ведь мало построить зарядную станцию, к ней нужно подвести необходимые мощности, да и их еще надо создать! Поскольку добыча и потребление в регионах страны распределены неравномерно, вероятно, потребуется пересмотр всей системы, строительство новых объектов. Это масштабный и дорогой проект, затевать который можно лишь при полной уверенности в его целесообразности.
Чувствуют этот скепсис и автомобилисты. Цифры говорят об этом красноречивее всего. Количество электромобилей в России по данным агентства «Автостат» перешагнуло тысячу штук лишь летом 2017 года. К этому же времени общее количество электрокаров в мире перевалило за 2 млн. штук. Нетрудно посчитать, сколь мала доля России в этом рынке. Половина электромобилей в нашей стране приходятся всего на 2 региона – Москва с областью и Приморский край (сказывается соседство Японии, чьи Mitsubishi и Nissan являются самыми популярными у российских владельцев электрокаров марками).
На фоне миллионов машин с ДВС на наших улицах цифра в тысячу электрокаров выглядит действительно малозначительной, почти в рамках погрешности. Поэтому и ситуация с созданием в России полноценной среды для эксплуатации электрокаров больше похожа на всунутую в дверной проём ногу. Просто чтобы дверь не захлопнулась. Декларировали цели, озвучили планы, что-то отчасти реализовали – формально движемся вперед. Конечно, изменения необходимы. Конечно, запасы углеводородов небезграничны. Конечно, забота об экологии должна стать одним из приоритетов. Вопрос, какими путями решать эти вопросы. Является ли электродвигатель панацеей?
Хороший вопрос! Особенно в плане экологии. Сам электромобиль, может, и не оказывает негативного воздействия на атмосферу. А вот производство электроэнергии, необходимой для его зарядки, оказывает, да еще какое! Основная часть электроэнергии (до 2/3) вырабатывается при помощи «грязных» ресурсов – все той же нефти, угля, газа. Переход всех автомобилей на электрическую тягу повлечет колоссальное увеличение спроса на электроэнергию. Что, в свою очередь, повлечет увеличение расхода все тех же ресурсов и увеличение загрязнения в местах производства энергии. Получается, с одного боку заботимся об экологии, с другого – вредим.
Не забывайте и про используемые в электрокарах литий-ионные батареи, содержащие откровенно-ядовитые компоненты. Наличие в стране большого количества таких батарей требует наличия сферы их переработки и утилизация. В ином случае, они могут стать угрозой всё той же экологии, для защиты которой вроде бы и создавались. Да и само производство батарей для электромобилей потребует значительного увеличения добычи лития, кобальта и других элементов. Получается, чтобы снизить добычу одного природного ресурса, мы истощаем запасы других. Решить эту дилемму ученые пытаются путем создания более совершенных батарей с использованием меньшего количества редких элементов.
Пока же электромобиль, при всех его декларируемых плюсах, в России покупается чаще как своеобразная диковинка, модный гаджет. Слишком дорог и низкоэффективен для полноценного использования в современных российских реалиях. Это может быть второй-третий автомобиль для поездок за покупками в уик-энд, или основная машина для человека с убеждениями борца за экологию. Увы, в России людей таких взглядов меньшинство, будем честны. А для формирования спроса на подобные машины массовое экологическое мышление является одним из важнейших факторов. У России достаточные запасы углеводородов. И их стоимость относительно-низкая. При таких исходных данных вопрос целесообразности перехода на электрический двигатель возникнет в первую очередь у самих потребителей – а зачем? Отсутствие самого понимания необходимости изменений, вот что видится основной проблемой спроса на экологический транспорт.
Существуют определенные сомнения, что действительно заинтересовано в кардинальных изменениях и само государство. Ведь сегодня оно зарабатывает на продаже углеводородов колоссальные деньги. Готовы ли власти игнорировать интересы нефтяных компаний, приносящих в бюджет немалую его часть? А без реальной (а не декларируемой) поддержки государства проект электрификации транспорта просто нежизнеспособен.
В сложившихся на данный момент условиях маловероятно, что кратко- и среднесрочной перспективе электрический транспорт станет хоть сколь-то значимым конкурентом привычным автомобилям с ДВС. Эксперты отводят как минимум 15-20 лет безмятежному царствованию бензина в России. Кардинально изменить картину может лишь существенный рост стоимости классического топлива (в разы) или резкое ухудшение ситуации с исчерпаемыми ресурсами.
Кроме того, ведутся перспективные работы по оптимизации свойств самого бензина (снижение расхода, увеличение КПД) и альтернативных видов (газ, водород, биотопливо). Высокую оценку экспертов и потребителей получила технология KATALGEN от компании «Брендтопливо». Наряду со значительными экономящими ресурсы показателями топливо данной модификации демонстрирует очень высокие экологические характеристики (снижение вредных выхлопов до 30%). Перспективные технологии KATALGEN доступны автомобилистам уже сегодня. И работы над улучшением характеристик топлива не прекращаются!
Электрическое же направление сегодня можно считать скорее имиджевым, удачным маркетинговым ходом в бизнесе. Зарядная станция для электромобиля существенных денег в нынешних российских реалиях владельцам АЗС вряд ли принесет. Зато может создать выгодный образ современной, высокотехнологичной, заботящейся об экологии компании.
PR отдел компании
© 2018